Центральный офис:
Екатеринбург,
ул. Мамина-Сибиряка, 58, оф. 609
тел. (343) 350-47-71, 350-46-06, 350-03-06(Бухгалтерия)
tko@td-ogneupory.ru
Посмотреть на карте
Посмотреть фото

Филиал в г. Богданович
ул. Гагарина, 2А
тел. (34376) 23323, 47840
Посмотреть на карте

 

Наши партнеры

  • Огнеупоры
  • Специализированная Бухгалтерская Компания Первая Консалтинговая
  • Ново-Тихвинский женский монастырь
  • Екатеринбургский зоопарк

Добыча и транспортирование сырьевых материалов

Добыча и транспортирование сырья-важнейшие технологические переделы производства. Доля затрат на добычу сырья составляет около 10% общих расходов. В каждом отдельном случае способ добычи должен быть тщательно обоснован. Его выбору предшествует анализ химического состава, физических свойств сырья: влагоемкости, водопроницаемости, плотности, предела прочности при сжатии и др. В процессе разработки карьера путем опережающих разведочных работ уточняют свойства сырья и условия его залегания. Если пласты породы сравнительно постоянны по мощности и химическому составу, то пробы отбирают из борозд глубиной 5-10 см. Если состав пластов неоднороден, пробы берут из шурфов или скважин, закладываемых в шахматном порядке на участке, намеченном к разработке в ближайшие 3-5 лет. Расстояние между точками отбора проб не более 30-50 м. Результатом этих работ является карьерная сетка, которая фиксирует химический состав, свойства и условия залегания сырья и позволяет правильно орга-низовать работу карьера. Ее периодически дополняют данными анализа добываемого сырья, а также проб из скважин, получаемых при проведении буровзрывных работы. Добыча сырья производится открытым способом. В зависимости от свойств разрабатываемых пород, объема вскрыши и других факторов принимают определенную систему разработки месторождения. Под таковой понимают порядок выполнения вскрышных, добычных, транспортирующих и других работ, обеспечивающий заданную производительность, экономичность, рациональное использование сырья при безопасных условиях труда.

Вскрышные работы.
Слой горной породы обычно закрыт пустой породой, поэтому в комплекс горнодобываю¬щих работ входит ее удаление (вскрышные работы). Их проводят с опережением по отношению к добыче сырья. Выбор системы вскрышных работ определяется мощностью залежи, характером ее залегания, мощностью вскрыши, рельефом местности и т. д. Вскрышные рабо¬ты составляют одну из крупных расходных статей карьерного хозяйства. Затраты на них в значительной мере определяют конечную стоимость сырья. Вскрышные работы осуществляют бульдозерами, экскаваторами, скреперами или гидромеханическим способом (размыванием породы струей воды, подаваемой под давлением). При разработке вскрыши большой мощности (15-20 м и более) наиболее эффективны бестранспортная и отвально-транспортные системы, когда выемку и перемещение вскрышных пород производят роторными или шагающими экскаваторами в выработанное пространство карьера. Если один экскаватор не может перемещать вскрышу непосредственно в отвал, возможна крат¬ная перевалка, при которой один экскаватор перемещает породу в промежуточный, а другой - из промежуточного в постоянный отвал. Карьеры разрабатывают одним или несколькими уступами. Высоту уступа задают исходя из физико-механических свойств разрабатываемых пород, применяемого оборудования, горно-технических и климатических условий. Она составляет для твердых пород 10-15 м, мягких 8-10 м. Для скальных пород, разрабатываемых с помощью взрывов, высота уступа не должна превышать 20 м.

Добыча сырья.
Разработка твердых и плотных горных пород производят, как правило, взрывом. Буровзрывные работы обеспечивают как отделение породы от горного массива, так и дробление негабаритных кусков. Взрывчатые вещества (аммонит, аммонал и другие) размещают в шпурах или скважинах, располагаемых в определенном порядке вдоль фронта уступа. Шпуры-углубления в горной породе диаметром до 75 мм и глубиной до 5 м; скважины имеют диаметр 5-300 мм и глубину более 5 м. Бурение шпуров и скважин осуществляют буровыми машинами ударно-канатного или вращательного бурения. Действие первых основано на свободном падении в скважину бурового снаряда массой 500-3000 кг. Снаряд поднимают на высоту 0,6-1,2 м, затем сбрасыва¬ют в породу рабочим наконечником, поворачивая после каждого удара вокруг центральной оси на 20-40°С. Диаметр скважин и расстояние между ними устанавливают в зависимости от свойств разрабатываемой породы. Для легкодробящихся трещиноватых пород рекомендуется повышенный диаметр скважин и соответственно большая масса зарядов, размещаемых на значительном расстоянии один от другого. В трудновзрываемых монолитных породах проходят скважины меньшего диаметра, но размещают их ближе одну к другой. Глубина скважины, как правило, на 10-15% должна превышать высоту уступа. После взрыва часть кусков породы может превосходить размеры кондиционных фракций. Для дробления негабаритных кусков применяют накладные заряды. Их помещают на поверхности взрываемой породы, покрывают забойкой и взрывают. Иногда для дробления негабарита используют и механические способы, например с помощью перфораторов. Взорванная порода грузится на транспортные средства экскаваторами. В последнее время взамен буровзрывных работ начали применять механическое рыхление. Оно позволяет вводить в эксплуатацию значительные запасы разведанного сырья, находящиеся во взрывоопасных зонах. Применяют навесные тракторные рыхлители, разрабатывающие породы с пределом прочности при сжатии до 190 МПа. Эффективность их работы зависит от структуры, прочности и трещиноватости пород. Применение рыхлителей снижает стоимость добычных работ на 15-20 % и увеличивает безопасность их ведения за счет ликвидации взрывов. Добычу мягких пород (мел, глина и другие) производят прямой экскавацией одноковшовыми или роторными экскаваторами, которые выполняют сразу две операции: отделение породы от пласта и погрузку готового сырья. Возможно применение для добычи мела и глины специальных комбайнов, изготовляющихся на базе роторного экскаватора и производящих одновременно добычу и размучивание сырья (перевод мела и глины в шлам с влажностью 50-60%).

Транспортирование сырья.
Для доставки сырья на завод используют железнодорожный и автомобильный транспорт, воздушно-канатные дороги, ленточные кон¬вейеры, гидротранспорт. Применение железнодорожного транспорта эффективно при перемещении значительных объемов сырья на расстояния более 8 км. Основное достоинство железнодорожного транспорта: надежность работы в любых климатических условиях, невысокий расход энергии и рабочей силы. Однако его применение связано с большими капитальными затратами. Автомобильный транспорт целесообразно применять для перевозки материалов при сложном рельефе поверхности, малых объемах перевозок, а также небольших (до 8 км) расстояниях. Его преимуществами являются подвижность и маневренность, минимальные капитальные затраты. Однако высокая стоимость обслуживания и ремонта машин повышает затраты на транс¬портирование, особенно при больших расстояниях. Ленточные конвейеры предназначены для перемещения рыхлых и мелкокусковых пород на расстояние 1-6 км при благоприятных климатических условиях. Конвейерный транспорт хотя и связан с большими капитальными затратами, дешев в эксплуатации, высоко¬производителен, обеспечивает поточность транспортирования, что создает благоприятные предпосылки для его автоматизации. Распространение этого способа транспорта сдерживается некоторыми его недостатками: необходимостью предварительного дробления материалов, высоким износом лент, зависимостью качества достав¬ляемого продукта от климатических и метеоусловий. Воздушно-канатные дороги применяют для транспортирования сырья по сильно пересеченной местности. Они просты и надежны в работе, требуют минимума обслуживающего персонала, но связаны с большими капитальными вложениями при строительстве. Гидротранспорт служит для перемещения материалов, перерабатываемых на карьере в шлам мокрым способом. Его применение обеспечивает удобство эксплуатации и создает необходимые условия для комплексной автома¬тизации производства. Рост объема добычи на карьерах требует совершенствования технологии горнотранспортных разработок, в частности перехода от цикличных видов транспорта к транспорту непрерывного действия. Действующие уста-новки непрерывного транспорта (ленточные конвейеры, гидротранспорт) являются звеньями циклично-поточной технологии, которая обеспечивает снижение транспортных расходов на 25-35% и повышение производитель¬ности труда рабочих карьеров в 1,5-2 раза. Следующая ступень в совершенствовании технологии добычи и переработки твердого сырья-создание непрерывной технологии горнотранспортных работ с переработкой (дроблением) взорванной горной массы в передвижных дробильных агрегатах непосредственно на карьере и последующим транспортированием системой ленточных конвейеров на завод.

620219, Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 58, оф. 609, тел. (343) 350-47-71, 350-46-06, 350-03-06(Бухгалтерия)

623530, Богданович, Свердловской обл., ул. Гагарина, 2А, тел. (34376) 47840

наверх